Страницы истории: Приморский бульвар

В первые два десятилетия истории Одессы на пустынной территории будущего бульвара на краю плато с обваливающимися берегами располагались беднейшие хижины, неустроенные, наспех сооружённые воинские казармы с домовой церковью квартировавшего там полка, солдатская пекарня и госпиталь на месте будущего дворца графа М.С.Воронцова.

 


Долгое время, почти до 30-х годов ХIХ века, здесь была городская свалка. В феврале 1820 года во время своего первого визита в Одессу граф М.С.Воронцов за 63 тысячи рублей приобрел у помещика Н.Куликовского земельный участок на самом краю резко обрывающегося приморского холма с находившимся там «незначительным домиком» и садом на месте руин поверженной турецкой крепости.
В августе 1822 года император Александр I утвердил план устройства будущего бульвара. Вскоре территория была убрана от мусора, расчищена и выровнена, проложены три аллеи, покрытые гравием, высажены первые деревья. Вдоль обрыва устроили перила.


По-настоящему же бульвар ожил во времена правления Новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова. Впервые в России на бульваре было устроено асфальтовое покрытие.
В плане бульвар имеет форму прямоугольника. Одна его сторона открыта в сторону моря, другая обрамлена стройной шеренгой красивых зданий, образуя улицу..

 

В плане бульвар имеет форму прямоугольника. Одна его сторона открыта в сторону моря, другая обрамлена стройной шеренгой красивых зданий, образуя улицу. По торцам стоят два здания — архитектурные символы города — дворец М.С.Воронцова с его классической крытой колоннадой и купеческая биржа. Оба эти здания и многие другие на бульваре проектировал архитектор Ф.Боффо. Старая биржа, возведённая в 1834 году, через 40 лет была перестроена под руководством архитектора Ф.Моранди и представляет собой образец русского классицизма. После постройки в 1899 году Новой биржи, в здание Старой биржи на бульваре, переехала Городская дума. Над балюстрадой здания, между скульптурами двух женщин, символизирующих смену дня и ночи, были установлены часы, переделанные в 1959 году в куранты.


Уже в первые годы правления М.С.Воронцова, на бульваре было развёрнуто стремительное строительство первых дворцов достаточно известных деятелей отечественной истории. Вслед за Воронцовым, рядом с его дворцом появился дом графа А.Потоцкого, в котором жил после отставки со своего высокого поста «первый вечный гражданин Одессы» граф А.Г.Строганов. За ним располагались дома члена Одесского женского благотворительного общества В.Столыпиной, крупных негоциантов, в том числе члена Коммерческого совета и Генерального консула Португалии в Одессе графа Ж.Порро, капитана над Одесским портом Е.Зонтага.

Особо следует сказать о доме, принадлежавшем Р.Шидловскому, долгие годы именуемому «Дворцом». Именно с ним связана история очередного переименования бульвара в 1877 году. Дворец был построен по проекту Ф.Боффо в 1830 году, через 5 лет стал принадлежать графине Нарышкиной. В начале 1860-х годов приобретён казной для резиденции Новороссийского генерал-губернатора и командующего войсками Одесского военного округа. Первым там «поселился» генерал от инфантерии П.Е.Коцебу.

 

Во дворце в разные годы останавливались члены императорского дома Романовых. После революции там располагался ЦИК Румчерода, во время австро-немецкой оккупации дворец занимал немецкий штаб. В декабре 1924 года там торжественно открыли Дворец моряков.

 

Впритык к Дворцу стоял дом Одесского миллионера Ф.Родоконаки. В построенном по проекту Ф.Боффо особняке в стиле раннего итальянского ренессанса, в 1846 году открылась гостиница «Лондонская», в которой жили многие знаменитости. Далее располагались дома банкира барона Ф.Масса, действительного статского советника А.Маюрова.

 

Бульвар был задуман Воронцовым и строился как сосредоточие общественной жизни города. В его центре расположены два полуциркульных здания, сооруженные по проекту архитектора А.Мельникова.

В левом располагалась одна из самых фешенебельных гостиниц города — «Петербургская». Там в разное время проживали многие известные деятели, о чём свидетельствуют мемориальные доски на его фасаде. В правом — известном как «Присутственные места», долго находились различные городские учреждения (городская Дума, управа, судебные установления). В 1830 году в здании была открыта вторая в империи и первая провинциальная публичная библиотека. Оба здания образовали миниатюрную площадь. Ее доминантой стал торжественно открытый 22 апреля 1828 года первый в городе памятник — герцогу де Ришелье (автор скульптор-академик И.Мартос), сооруженный по инициативе Воронцова.

 

После ввода в эксплуатацию в 1841 году знаменитой Гигантской (Бульварной, Потёмкинской) лестницы (автор проекта архитектор Ф.Боффо), обеспечившей удобный спуск к морю, сложился архитектурный ансамбль Приморского бульвара. Он стал парадным фасадом при въезде в город с моря.

 

8 июня 1902 года появилась ещё одна достопримечательность бульвара — состоялось торжественное открытие фуникулёра («электрической подъёмной машины»). Проработав с перерывами во время войн до 1969 года, фуникулёр заменили эскалатором. А в 2005 году заработал новый фуникулёр.

 

Поделиться

Есть что рассказать? Пишите: admin@hotnews.od.ua

 

 

FreeCurrencyRates.com

 

Статистика форума

  • Всего пользователей: 3390
  • Последний: ycama
  • Всего сообщений: 8373
  • Всего тем: 2092
  • Всего разделов: 5
  • Всего категорий: 54
  • Открыто сегодня: 0
  • Открыто вчера: 3
  • Всего ответов сегодня: 0
  • Всего ответов вчера: 5