Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Одесская кирха

Одесская кирха 8 года 22 ч. назад #46

ЦЕРКОВЬ СВ. ПАВЛА
ОДЕССА
Ах, Одесса...

Объяснение в любви городу
У ребенка в коляске не было никакого шанса... Я прогуливаюсь по Приморскому бульвару. По-летнему непринужденные пароч­ки и свежий бриз с моря. Южное очарование, располагающее к радости. А за спиной -памятник Ришелье, бежавшему от француз­ской революции и создавшему здесь молодой и веселый город. И все же мрачная картина не идет у меня из головы. Детская коляска, со стуком катящаяся по широкой лестнице вниз. Сапоги убивающих солдат. Крики матерей и кровь. Начало революции в России... Это прообраз человеческого бессилия и одновре­менно одна из самых великолепных сцен в истории кино: «Броненосец „Потемкин"» Сер­гея Эйзенштейна с этой лестницей, на которой город умирает и живет... Есть ли у Одессы шанс?
Много лет я не мог в это поверить. Плавучие доки, на которых никто не работает, ржаве­ющие краны в порту и паромы, больше не выходящие в море. Какую надежду может иметь город, в котором пенсии не хватает на выживание и каждый вынужден иметь несколько рабочих мест, чтобы свести концы с концами? Вот потому-то круглый зал велико­лепного Оперного театра на вечернем пред­ставлении балета и вынужден оставаться почти пустым. Тройные замки в бронированных дверях и решетки на окнах спален напоминают о неприятных встречах. И как же получается, что трамвай не сходит с рельсов здесь, на конечной остановке пятой линии, где рельсы разболтанно приподнимаются над изношен­ным булыжником мостовой? Что ж, значит, сегодня «малый Париж» - конченый город, который, собственно, невозможно любить, о котором можно лишь скорбеть?
Ах, Одесса, нет! Я восхищаюсь динамизмом твоих людей. Я люблю охру твоих слегка пришедших в упадок особняков, зелень твоих бульваров и голубое небо над морем с барашками волн. И я верю в твое будущее.
Нужно всего-навсего ходить пешком. Например, через парк к резиденции Воронцова с колоннадой у входа. Или по Пушкинской, мимо атлантов и нимф, украшающих пышные порталы. Нужно пошататься по пешеходной зоне - знаменитой Дерибасовской, где только что отреставрированное здание в стиле модерн лишь с некоторым трудом сочетается со своим соседом Мак-Дональдсом. За последние годы возникли современные торговые пассажи и рынки, рассеянные по всему городу.
Старый черноморский центр разбогател когда-то именно благодаря торговле, торговлей живет и новая Одесса. Я роюсь в товарах центра электроники, удивляюсь грузовикам, доверху нагруженным строительными мате­риалами, и покупаю еще одну бутылку кетчупа «Чумак», лучшего в мире. Посреди порта в голубое небо упирается высотка гостиницы «Кempinski». Город благодарен за эту готовность к инвестициям, - и все же сетует на такое гру­бое вмешательство в выросшую тут естествен­ным путем эстетику. И кто же будет горевать по старым-престарым трамваям, когда теперь, в новое время, есть отлично работающая система маршруток - частная и недорогая? Нет, Одесса пробудилась к новой жизни, в том числе и за городом, на пляже Аркадия, где гремят дискоте­ки и к столу подается свежевыловленная рыба.
Город всегда был смесью народов, был мультинациональным и мультикультурным, как говорят сегодня. Треть населения старой Одессы составляли евреи. Сегодня же этого больше не желают признавать. И все же заросшие могилы на еврейском кладбище хранят воспоминание об этом. Так же, как и «Одесские рассказы» Исаака Бабеля, которые революционный мечтатель и верующий еврей написал в двадцатые годы на жаргоне Мол­даванки, своего родного квартала в Одессе, -прежде чем он был расстрелян в темном подвале.

АХ, ОДЕССА.

Одесса снова, как и в былые времена, открыта всему миру! На окраине города на берегу нас приветствует сразу узнаваемый купол армянской церкви. В самом центре города в восточном великолепии возвышается Исламский центр. И греки тоже снова сделали нарядной свою обитель. Только башня церкви св. Павла высится еще руиной над городом. «Неужели же именно у немцев нет денег на восстановление своей церкви?», - вопрошал мэр Одессы во время нашего последнего посещения мэрии. «Здесь все Европой дышит », - считал Пушкин, который когда-то на полтора года был сослан царским режимом в Одессу, вследствие чего в Одессе страшно гордятся Пушкиным. И Чайковским, который дири­жировал здесь в Оперном театре. И только что отреставрированным вокзалом, где рано утром поезда со всех концов света выплескивают своих пассажиров...

И вообще: восхищает чувство собственного достоинства одесситов. В свое время его ощутили в Санкт-Петербурге, позже его почувствовала центральная советская власть, а сегодня его ощущает Киев. В городах на побережьях морей этого мира веет свежий ветерок, побуждающий к свободе. А ведь Одесса расположена на море!
Я люблю этот город. Его аллеи и темно-синие грозди винограда, вьющегося в августе над улицами. Энергичность и веру в будущее его людей, а также обаяние молодых дам из «Баварского дома» и достоинство старых ни­щенок у входа в собор.
Ах, Одесса! У тебя есть шанс!
Клаус-Юрген Репке Мюнхен
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Последнее редактирование: 8 года 12 ч. назад от admin.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 22 ч. назад #47

Господь нам крепость и оплот

История строительства кирхи св. Павла

Немецкая церковная архитектура на Черном море
П ервая лютеранская церковь в Одес­ской области была построена не в самом городе, а в близлежащей не­мецкой колонии Гросслибенталь (Великодолин-ское). Переселившиеся сюда из Вюртемберга немцы возвели тут в 1806 году для первого лютеранского пастора этого края пасторский дом и церковь. Немцам в городе, разумеется, это не понравилось. Однако они ничего не могли по­делать, ибо лишь в 1821 году город выделил им свободный участок для сооружения собственной церкви - а именно в районе верхней немецкой колонии, именуемом Херсонский участок. 28 апреля 1824 года состоялась закладка фунда­мента. Разработку проекта и руководство стро­ительными работами церковный совет поручил архитектору Францу Карловичу Боффо.

Франц Карлович Боффо (1786-1867) пере­селился в Одессу с острова Сардиния незадолго до этого - в 1822 году. Лютеранская церковь была для него первым большим заказом на строительство в Одессе. Но за четыре после­дующих десятилетия этот архитектор оказал огромное влияние на архитектурный облик бы­стро развивающегося города на Черном море. Многие сохранившиеся шедевры архитектуры до сих пор украшают улицы и площади Одессы - великолепный Воронцовский дворец и дво­рец боярыни Нарышкиной, в котором сегодня находится картинная галерея, а также бывший дворец Толстого, сегодняшний Дом ученых, и первая торговая биржа, в которой сегодня раз­мещается городская администрация. Знамени­тая Потемкинская лестница тоже была спроек­тирована Францем Карловичем Боффо.

Но, как говорится: первый блин комом -Боффо с церковью не повезло. 7 июня 1824 года наполовину завершенная колокольня и 10 ко­лонн фасадной стороны рухнули в главный неф церкви и разрушили его. В хронике по этому поводу было помечено лишь кратко: «Архитектор слишком мало заботился о стройке». Церковный совет нашел новых ответственных зодчих, и 9 октября 1827 года состоялось освя­щение первого в городе лютеранского храма Божьего. Здание было довольно простой ар­хитектуры, в классическом стиле, с небольшой башенкой над алтарной частью. Однако колон­ны, обрамляющие портал, придавали ему до­вольно величественный вид. В 1830 году в хронике этот храм Божий все же был охаракте­ризован как «незавершенный». В 1838 году после сильного землетрясения в стенах апсиды образовались трещины, а в 1847 году стены нефа и большую арку перед апсидой пришлось скрепить железными лентами. С двумя неболь­шими органами у общины тоже были явные неприятности - в отличие от четырех малень­ких чугунных печей, с 1839 года хорошо обо­гревавших церковь в холодное время.

В 1893 году церковный совет принял реше­ние о капитальной реконструкции здания церкви св. Павла, «ибо оно серьезно обветшало, требовало ремонта и уже не вмещало всех при­хожан увеличившегося прихода». Как-никак в Одессе к тому времени проживало около 10 ООО немцев-лютеран. В конкурсе приняли участие проекты четырех архитекторов. Лучшим был признан проект немецкого архитектора Гер­мана К. Шойрембрандта, подпись которого хорошо видна на сохранившейся грамоте о закладке фундамента.

Шойрембрандт родился в 1856 году в Штутгарте и обучался архитектуре во Франции, Италии и Швейцарии. В 1881 году он был приглашен в Санкт-Петербург, где вы­полнял заказы князьев Барятинского, Щерба­това и Гагарина, а также осуществлял внутреннее оформление дворцов разных велико­княжеских членов царской семьи. После начала Первой мировой войны, начиная с 1914 года, он являлся главным архитектором Берлина, но до этого на протяжении нескольких десятилетий работал в Одессе. Его строения до сих пор придают городу европейский вид. По его проектам были построены такие роскошно отделанные сооружения как дворец Лерхе на Приморском бульваре, Дом князя Гагарина на Екатерининской площади и второе здание Дома ученых в бывшем дворце Толстого. Сам он жил на краю городского парка в своем особняке, прекрасно отреставрированном в последние годы.

Реконструкция, проведенная в 1895-1897 годах, оказалась скорее строительством новой кирхи. В то время как здание старой кирхи было построено в строго классическом стиле, Шой-рембрандт использовал в новой церкви черты готического и романского стилей. Примером ему послужили храмы в Германии в неороманском стиле, в которых были воплощены элементы позднего рейнского романского стиля. По своему плану и, прежде всего, по сильно развитой глубо­кой апсиде здание имело черты готического сти­ля. Несущие стены новой кирхи были возведены из камня-известняка из Касперовского место­рождения; горизонтальные ряды из красного прочного кирпича и сложенные из того же кир­пича арочные проемы над окнами выполняли в мягком ракушечнике стабилизирующую функ­цию и одновременно служили украшением фаса­да. Фасад пятиярусной главной башни колоколь­ни Шойрембрандт украсил особо красивой ар­хитектурной композицией и богатым декором. По своей высоте (почти 50 метров) колокольня была в те времена самой высокой башней города. Вершину украшал тяжелый каменный крест. Для кровли специально из Марселя была завезена че­репица трех различных красных оттенков. Слева и справа от апсиды также возвышались две баш­ни, так что величественное здание новой церкви св. Павла достойно вписалось в архитектурный ансамбль Одессы.

1 ноября 1897 года состоялось освящение новой церкви св. Павла. Внушительному внеш­нему облику соответствовала и внутренняя
отделка кирхи. Благодаря щедрым пожертво­ваниям оказалось возможным приобрести три колокола и витражи. Новый орган был изготовлен и поставлен известной фирмой «Е.Ф. Валькер» из г. Людвигсбург в Вюртембер-ге. Сохранились лишь две фотографии, сделан­ные во внутреннем помещении кирхи. Одна из них - из 1927 года, когда отмечали 100-летие церкви св. Павла. На ней видно темное поме­щение в праздничном оформлении, с тяжелы­ми дубовыми скамьями, массивными деревян­ными хорами и мощной кафедрой, и централь­ный проход, устремленный к роскошному алтарю в апсиде. Великолепная деревянная конструкция хоров и потолка наглядно демон­стрирует рисунок углем, сделанный одесским художником Юрием Е. Клименко в 1974 году, подаренный его вдовой церкви св. Павла и ныне находящийся в ней. Отделка в стиле эк­лектицизма и пышное оформление полностью соответствовали той манере, в которой люте­ране в те десятилетия возводили свои новые храмы Божий во многих городах Германии.

В коммунистический период весь инвентарь церкви св. Павла был скрупулезно описан и затем конфискован и вывезен. Эти перечни, сделанные в 1921-1922 годах, дают хорошее представление о богатом убранстве церкви. В них указаны дубо­вые скамьи, венские стулья, газовые и керосино­вые лампы, канделябры, вешалки, дубовый ал­тарь с металлическим Распятием, напрестольная Библия в драгоценном серебряном переплете, чаши-потиры, дискос и дарохранительница - все из серебра, мраморная купель, зеркала, часы и даже принадлежащий общине катафалк. Далее в перечне наряду с колоколами и органом указаны фисгармония, ковры, коверчики и дорожки, шкафы и полочки с книгами.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Последнее редактирование: 8 года 12 ч. назад от admin.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 22 ч. назад #48

В целом и само здание, и внутреннее убран­ство церкви свидетельствуют о чувстве соб­ственного достоинства и благосостоянии нем­цев Одессы в период до Первой мировой войны. Вскоре одесситы привязались сердцем к «ка­федральному собору немцев Причерноморья» и гордо называли ее «наша кирха». Даже царь Николай II в далеком Санкт-Петербурге высоко оценил творение архитектора и 29 сентября 1902 года наградил Германа К. Шойрембрандта орденом Святого Станислава 3-й степени «За сооружение в 1895-1897 годах евангелическо-лютеранской церкви Святого Павла в Одессе».
Осквернение и разрушение памятника культуры
После Октябрьской революции и окончатель­ной победы большевиков в Южной России совет­ская антирелигиозная политика стала прояв­ляться и на Украине. Многие храмы всех кон­фессий были закрыты, использованы не по назнению или разрушены. В 1937 году был взорван православный кафедральный собор Одессы. Церковь св. Павла, находившаяся всего в нескольких сотнях метров от него, избежала той же участи, но богослужения в ней проводить запрещалось. В период румынско-немецкой ок­купации 1941-1944 годов здесь, правда, возобно-вились богослужения, однако после Второй ми­ровой войны судьба кирхи была решена. Вначале здание использовали в качестве телецентра, позднее все, что можно было снять, было укра­дено. Здание на глазах разрушалось. Поскольку никто не знал, как использовать такое большое здание, его в 1957 году передали на баланс соседнего института связи. Церковь разрешили использовать в качестве спортивного зала и провести в ней соответствующую перестройку.

К тому времени еще сохранились многие детали внутреннего убранства церкви. Однако предпринятые институтом шаги привели к осквернению и постепенному разрушению этого великолепного памятника культуры. Апсиду отделили от главного объема церкви стеной, а на том месте, где раньше находился алтарь, были устроены туалеты и душевые. На хорах было установлено оборудование для занятий велоси­педным спортом, борьбой и гимнастикой. В результате в несущих конструкциях храма появились глубокие трещины. Юрий Петрович Шеффер, впоследствии решительно выступав­ший за восстановление церкви, говорит: «Из-за неграмотной эксплуатации здания без поддер­живающего ремонта возникла течь в водопро­воде и канализации. С годами проблема усугу­билась за счет не отрегулированного стока дож­девой воды. К тому же рядом с апсидой была пристроена прачечная и вырыта водосточная яма. Все это вызвало прогрессирующую деста­билизацию всего здания. Произошли неравно­мерная осадка фундаментов продольных стен и башен сооружения и появление трещин тол­щиной в руку в несущих и ограждающих конструкциях». Все это очевидно было наце­лено на то, чтобы ускорить разрушение церкви и затем снести ее, а на ее месте построить еще одно общежитие для студентов.

Однако об этих планах стало известно ши­рокой общественности и в 1965-1966 годах раз­горелась ожесточенная борьба за сохранение церкви св. Павла. Не только Государственная служба охраны культурного наследия Украины, но и ведущие представители интеллигенции Одессы и студенты различных вузов выразили свой протест против сноса кирхи. Благодаря их энергичному противодействию удалось отме­нить уже намеченный взрыв здания кирхи. В 1971 году областной Союз архитекторов стал ходатайствовать об отнесении здания церкви св. Павла в категорию памятников архитектуры и его сохранении (это произошло только в 1979 году). А между тем в Одессе шли систематичес­кие ремонтно-реставрационные работы с тем, чтобы использовать кирху в качестве органного и концертного зала. Широкие круги общест­венности поддержали этот проект пожертво­ваниями.

Когда эта цель была уже почти достигнута, пожар ночью 9 мая 1976 года почти полностью уничтожил храм Божий. До сих пор в городе не утихают слухи о преднамеренном поджоге. Лишь в 1987 году работы по восстановлению здания возобновились. Собранных средств, естественно, хватило лишь на проведение противоаварийных мер в развалине. На этом восстановление кирхи прекратилось. Началась вездесущая в Советском Союзе агония. Вскоре в соседних с нефом поме­щениях стали ночевать бомжи, а молодежь встре­чалась здесь, чтобы выпить. Иногда в ужасающую пустоту церковного нефа, в котором земля за­росла густыми кустами, сверху обрушивался кусок стены. В 1989 году в Советском Союзе рухнул коммунистический строй. От бывшей старой немецкой церкви св. Павла в Одессе -памятника культуры - остались лишь развалины, грозящие обвалом.

В коммунистический период церковь св. Павла используется в качестве спортивного зала и кинозала.



  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Последнее редактирование: 8 года 12 ч. назад от admin.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #49


Вид Божьего храма в центре города после десятилетий пренебрежительного отношения к ней.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #50

Господь нам крепость и оплот


Третцины в стенах и выбитые окна в 1975 году свиде­тельствуют о прогрессирующем разрушении здания.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Последнее редактирование: 8 года 21 ч. назад от admin.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #51

Новая жизнь в развалинах

В результате распада Советского Союза и основания самостоятельного государства Украи­на изменилась ситуация и для национальных меньшинств - они обрели свободу вероиспо­ведания. 16 октября 1990 года в Одессе вновь была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община. Уже следующим летом прихожане провели в развалине первые работы: были расчищены скопившиеся внутри здания завалы и заложены каменной кладкой оконные проемы нижнего яруса. Благодаря финансовой поддерж­ке одесского производственного объединения «Одессхолодмаш» были приобретены тяжелые металлические двери для всех трех порталов. Эти первые ремонтные работы были направлены, прежде всего, на то, чтобы пресечь дальнейшее бессмысленное разрушение руины.

С марта по октябрь 1991 года в наполовину разрушенной церкви проводились богослужения под откры­тым небом.

Учрежденная в 1992 году Немецкая Евангелическо-лютеранская Церковь Украины (НЕЛЦУ) должна была решить вопрос, требовать ли от государства возвращения ей сохранившихся объектов недвижимости, которые когда-то при­надлежали бывшей одесской общине св. Павла. Основанием служил Указ тогдашнего президен­та. Поэтому в 1992 году после согласования с партнерской Церковью в Баварии суперинтен­дент Виктор Грефенштейн возбудил ходатайство о возвращении зданий разрушенной церкви и бывшей богадельни рядом с церковью в соб­ственность Церкви.

В период с 1993 года по 1997 год разные го­родские и государственные органы власти, а так­же Управление архитектуры и градостроитель­ства Одесской областной государственной адми­нистрации выносили все новые постановления по поводу передачи общине церковной развали­ны и бывшей богадельни. При этом содержание было однозначным: «С принятием в свою соб­ственность памятника градостроительства и ар­хитектуры здания Лютеранской церкви Святого Павла Лютеранская религиозная община г. Одессы принимает на себя ответственность за надлежащее использование здания, осуществле­ние ремонтно-реставрационных работ как вну­три помещений, так и фасадов памятника, а также ответственность за состояние и благо­устройство территории памятника в пределах его участка или охранной зоны». Иными словами: государство передавало развалину и уже обвет­шавший жилой дом - бывшую богадельню, но не участок, который оставался в собственности го­сударства. Оно передавало общине недвижи­мость не в качестве собственности - как могло
бы показаться - а лишь в пользование. И еще государство обязало общину восстановить оба здания на собственные средства! Вот так де-факто трактовался Указ президента, на первый взгляд кажущийся столь любезным по отноше­нию к Церквям. Между прочим, и по отношению к Православной Церкви.

Документы, связанные с согласованиями по передаче зданий, занимают сегодня в архиве НЕЛЦУ несколько папок. В 1996/97 гг. горис­полком, наконец, подтвердил передачу зданий церкви и участка в пользование общины, но одновременно предъявил договор об аренде зе­мельного участка. Кроме того, он выразил надежду в том, что НЕЛЦУ - взявшая на себя ответственность за одесскую общину - возь­мется за восстановление церковной развалины. Однако приоритетом для НЕЛЦУ и ее партнер­ской церкви в Баварии были ремонт и санация бывшей богадельни. В 2002 году здесь состоя­лось освящение «Церковного центра св. Павла».

  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Последнее редактирование: 8 года 12 ч. назад от admin.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #52

Вопрос.
Лютеранская церковь св. Павла: краси­вый вид, сударыня, не правда ли? Но поче­му Вы приходите сюда, на перекрёсток, каждую неделю, чтобы фотографировать её?
Ответ:
Вот уже 40 лет я жду восстановления нашей кирхи. Теперь уже никак не могу дождаться. Я прихожу сюда каждую неделю и фотографирую, как продвигается работа на стройке.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #53

Первые размышления о восстановлении церкви св. Павла
В том, что кирха должна быть восстановле­на, в Одессе никогда и ни у кого не было сом­нений. В Баварии, однако, эту идею вначале со­чли нелепой. Как маленькая община в будущем сможет использовать и содержать такую боль­шую церковь? И наверняка следовало бы ока­зать финансовую поддержку скорее в области социальных и миссионерских проектов?
С другой стороны, нужно было учесть особую ситуацию на месте. Неужели развалины церкви св. Павла по соседству с великолепным новым православным кафедральным собором навсегда ознаменуют закат евангелической ве-ры в Одессе? И можно ли теперь, когда Украи­на со всей силы устремляется в новую Европу, отдать немецкое наследие просто под снос? И не станет ли именно возрожденная лютеранская кирха, которую нельзя будет не заметить, при­глашением вернуться к вере, приглашением для людей, чьи души пострадали в период комму­низма и которым теперь, в период современ­ного турбокапитализма, грозит потеря душев­ного равновесия? Многие помнят восстанов­ленные и отреставрированные Берлинский ка­федральный собор и собор Владычицы Бого­родицы в Дрездене, а также возведенный зано­во храм Христа Спасителя в центре Москвы: очевидно, храмы в душевном мире людей име­ют особое значение и длительное воздействие.
Все-таки к этому вопросу как в Одессе, так и з Мюнхене отнеслись с осторожностью; поэто­му в 1993 году в инженерном бюро в г. Кобург сделали заказ на проведение исследования со­стояния строительной конструкции. Там при­шли к выводу, что восстановление сооружения фактически возможно и экономически при­емлемо».
Одновременно к этому проекту проявил ин­терес киевский институт «Укрпроектреставрация». Его сотрудники надеялись на получение в будущем денег из Германии. В Одессу прибыла представительница института и предъявила раскрашенные чертежи восстановления кирхи (к тому моменту еще не началась эпоха ком­пьютерной визуализации). Согласно эскизам было намечено полностью восстановить внутреннее деревянное убранство в стиле неоготики, а на фасаде даже мельчайшие нео­романские арабески. Вопросы финансирования никто не затрагивал, так как выяснилось, что киевский институт беден как церковная мышь, а городские власти не собирались вкладывать в этот проект ни единой копейки.
В результате НЕЛЦУ и партнерская Церковь задумались над действительно новым решени­ем. В 1994 году мюнхенский архитектор, дипл. инженер Александр Опперманн, предложил предварительный эскизный проект реставра­ции церкви св. Павла. В нем воплотились идеи весьма удачных реконструкций действительно больших церквей в бывшей ГДР, а также рекон­струкция церкви Густава Адольфа в Нюрн­берге. Его предложение предусматривало деле­ние внутреннего пространства церкви на две неравные части. В апсиде и в меньшей, пред­алтарной части храма он предлагал устроить богослужебный зал, а в большой задней части -возвести здание в несколько этажей для размещения офисов, залов и даже квартир.
По крайней мере, в этой - с украинской точки зрения - смелой идее реконструкции удалось за­интересовать Управление архитектуры и градо­строительства Одесской областной государ­ственной администрации. В официальном ре­ставрационном задании (ноябрь 1996 года) гово­рится о «частичном приспособлении под особые требования Церкви» и дается соответствующее разъяснение: «Т. к. первоначальные внутренние конструкции здания и декоративное убранство полностью уничтожены, здание можно частично - до 50 % - приспособить под культурно-просве­тительский центр немецкой общины с размеще­нием в нем Церковного управления». Кроме того, документ подтверждает, что здание находится в «построаварийном состоянии» - это выражение вскоре вошло в обиход одесситов. Таким обра­зом, открылись возможности для дальнейших планировок.
Главной проблемой, конечно, оставался во­прос финансирования. Поэтому в соответствии с девизом «Что одному не под силу, возможно общими усилиями!» НЕЛЦУ и Евангелическая Земельная церковь Баварии подались на поис­ки потенциальных партнеров, согласных на со­трудничество. Таковые были очень скоро най­дены прямо на месте.
В 1992 году по инициативе Баварского гос­министерства по вопросам труда и социальной защиты, семьи и женщин совместно с Евангелическо-лютеранской Церковью земли Бава­рия был создан «Баварский дом, Одесса» (БДО). Его деятельность в культурной, экономической и социальной сферах за последние годы значи­тельно расширилась. Ввиду тесного сотрудни­чества между БДО и НЕЛЦУ с момента осно­вания БДО прямо-таки напрашивалась идея сотрудничества и в данном случае - при восстановлении церковной руины.
Еще одним партнером в Одессе стало на­ционально-культурное общество немецкого меньшинства «Wiedergeburt» («Возрождение»), имевшее с самого начала тесные связи с одесской общиной. И, кроме того, в Одессе имеются пред­ставительства Общества развития (Gesellschaft für Entwicklung, GfE) и Общества технического развития (Gesellschaft für Technische Zusammen­arbeit, GTZ) - учреждения Федерального прави­тельства Германии по координации мер содей­ствия немецкому нацменьшинству за границей. Эти подведомственные Федеральному мини­стерству внутренних дел (ФМВД) организации также проявили интерес в сотрудничестве. Ре­шающую роль на этом начальном этапе сыграл и Хорст Ваффеншмидт, на протяжении многих лет являвшийся уполномоченным Федерально­го правительства по делам переселенцев. Таким образом, примерно в 2000 году начался новый этап в планировке относительно концепции с одной стороны и финансирования с другой стороны.
Строительство церкви св. Павла в 1897 году обошлось примерно в 130 тыс. рублей. Технико-экономическое обоснование 2002 года исходило из сметной стоимости на сумму 3,5 млн. евро.

  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #54

На строительной площадке (слева направо): оберкирхенрат Клаус Мейер, уполномоченный по строительству Клаус-Юрген Репке, Марейке Фаллет из редакции журнала «СИпвтоп» и менеджер проекта Торстен Освальд.


  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #55

Новая задняя стена алтаря, разделяющая укороченное церковное пространство и новое строение.


  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #56

Спустя три года первая серьезная финансовая смета составляла уже 5,4 млн. евро. Оконча­тельный бюджет - с учетом роста цен - соста­вил более 6,5 млн. евро. Общие расходы распре­деляются примерно поровну на реставрацию церкви и на сооружение новой пристройки. При этом с самого начала было ясно, что субсидии со стороны органов государственной власти можно будет использовать только в строительстве нового офисного здания, а фи­нансирование работ по восстановлению церкви останется исключительно делом Земельной церкви Баварии. Слава Богу, Церковь заблаго­временно, «в лучшие времена», сделала накоп­ления специально для этого проекта.
В поисках новой концепции
Для того, чтобы дальнейшие планировки имели солидный фундамент, Земельная церковь Баварии в начале 2001 года заказала в известной консалтинговой фирме «Fichtner

Bauconsulting GmbH» в Штутгарте разработку технико-экономического обоснования, опла­ченного ФМВД. Предоставленное в 2002 году обоснование позволяло сделать вывод, что реконструкция руин церкви в качестве совме­щенного культурного, экономического и цер­ковного центра представляет собой уни­кальный исторический шанс и ее финанси­рование возможно, а весь проект устремлен в будущее.
В частности, в обосновании исследовались в первую очередь экономические и обществен­ные типовые условия. При этом Одессе, как черноморской столице, предсказывалось боль­шое будущее в качестве плацдарма между Вос­током и Западом. Кроме того, в обосновании была описана роль немцев в Одессе в былые времена и в настоящее время. При этом выяс­нилось, что сегодня - в отличие от прежних времен - деятельность немцев в области куль­туры, образования, контактов, религии и экономики разбросана по всему городу. Подроб­ные исследования на месте наглядно показали, что сосредоточение представительств в одном месте (при остающейся в силе самостоятель­ности каждого представительства) имело бы огромное преимущество для всех.
Фихтнер конкретно предложил восстановить главную башню и центральный неф в качестве богослужебного и концертного зала, а после сноса аварийной апсиды возвести на ее месте новое офисное здание с отдельными входами. Поскольку в ретроспективе технико-экономи­ческое обоснование 2002 года проложило путь весьма сложным дискуссиям, то уместно еще раз привести основной тезис: «Такой Центр был бы многофункционален: он напрямую служит пред­ставителям немецкого меньшинства и помогает им вернуться к своим этническим корням. В нем в сосредоточенном виде, в одном центральном месте представлены немцы и их традиции в Одессе - городе, который всегда был многона­циональным, мультикультурным и мультире-лигиозным. Центр и его широкий спектр воз­можностей для встреч и повышения квалифика­ции служит углублению немецко-украинских от­ношений, необходимых и важных с политичес­кой точки зрения. Тем самым он вносит свой вклад в намеченную в долгосрочном плане ин­теграцию Украины в новую Европу и, не в по­следнюю очередь, также способствует экумени­ческому взаимопониманию между Протестан­тизмом и Православием, к которому с точки зре­ния Церкви следует стремиться».
В принципе в основу этой концепции поло-
Наша кирха
Вопрос:
Господин митрополит! В следующем году мы снова освятим нашу кирху. Она ведь находится недалеко от Вашего собора. Мы хотели бы также водрузить на башню золо­той крест. Встретит ли это Ваше одобрение?
Ответ:
На башне немецкой кирхи ведь и раньше был крест, пока его не сорвали коммунисты. Одним золотым крестом больше над нашим городом - всегда хороню. Даю Вам моё благословение.

жена сугубо евангелическая идея. В Протестан­тизме вера и культура, экономическая деятель­ность и образование всегда были неотделимы друг от друга. Здесь уместно вспомнить одни лишь последствия Реформации Лютера для системы школьного образования и культуры. Или экономический подъем во многих запад­ных странах, ускоренный благодаря учению кальвинизма. И инициативы милосердия в Германии XIX столетия с последующим воздей­ствием на развитие современного социального государства.
В течение следующих лет оказалось, что почти никто не смог уклониться от предложен­ного в обосновании видения. В 2004 году стало вырисовываться принципиальное одобрение концепции со стороны городских властей Одес­сы и органов охраны памятников, Баварского министерства социального развития, ФМВД и уполномоченного Федерального правительства по вопросам переселенцев, посольства Герма­нии в Киеве и Федерального министерства иностранных дел, а также Церковного управле­ния НЕЛЦУ и Земельной церкви Баварии.
«Немецкий центр св. Павла»
После этого прорыва НЕЛЦУ и Земельная церковь Баварии в 2004 году поручили одес­скому научно-производственному центру (НПЦ) «Экострой» разработку эскизного, а затем и рабочего проекта и осуществление авторского надзора над всеми реставрационно-реконструкционными работами (т .е. функции генерального подрядчика). Этим центром руко­водит Владимир Геннадьевич Суханов - заслу­женный строитель Украины, действительный член Академии строительства Украины и Инженерной Академии Украины. За осуще­ствление многочисленных проектов он уже за­служил в Одессе высшее признание. Главным архитектором был избран Александр Голованов - также одессит.
Договор об осуществлении менеджмента, однако, был подписан с немецкой фирмой "o.l.t. consult GmbH", на протяжении уже многих лет успешно занимающейся своей деятельностью в Украине. Руководителем проекта стал ее со­трудник, дипл. инж. Торстен Освальд.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #57

Он уже рукововодил реконструкцией киевской церкви св. Екатерины, освящение которой состоялось в 2000 году. Управление строительством находилось в руках Алексея Викторовича Панченко - директора церковной строительной фирмы "Kirchenbau".
Предоставленный фирмой «Экострой» эскизный проект в течение 2005 года был одобрен разными органами власти в Одессе и Киеве. Управление НЕЛЦУ и соответствующие ор­ганы партнерской Церкви в Баварии также одобрили этот проект. Важное значение при этом имела протокольная запись начальника управления архитектуры и градостроительства Одесского горисполкома от 10 февраля 2005 года, в которой говорится: «Проект предусмат­ривает размещение на месте аварийного и не подлежащего восстановлению фрагмента зда­ния Кирхи - апсиды - современного здания, в котором будет размещен Национальный не­мецкий культурно-религиозный центр. При­страиваемое здание запроектировано как продолжение основного (Кирхи) с органичным вплетением оригинальных мотивов Кирхи и нового звучания». Это, может быть, и чрез­мерно обстоятельное описание, но конкретно оно означает: апсиду нужно и можно снести. На ее месте построят современную секцию офис­ного здания с культурным центром, который не будет церковью. А по поводу сплетения старых элементов и новых в наружном оформлении всего комплекса возражений нет.
На основании эскизного проекта архитек­тор и проектная организация составили подробные планы для восстановления кирхи в качестве многофункционального культурно-религиозного Центра. По своей общей струк­туре Центр снаружи визуально разделен на две части. Намечено было восстановить только переднюю часть бывшего нефа и разместить в ней зал для богослужений и концертов мень­ших, чем прежде, размеров. План нового строе­ния с отдельными входами предусматривает конструкцию в два этажа с полноценным полу­подвальным этажом и крышей-террасой об­щей площадью ок. 2400 кв.м. для размещения офисов, частично предусмотренных и для сдачи в аренду. В мае 2007 года подробные планы были предоставлены на согласование в органы государственного контроля в Киеве, куда соот­ветствующие министерства пригласили пред­ставителей сторон. После этого восстановле­нию церкви св. Павла в качестве Немецкого центра св. Павла уже ничто не препятствовало.
Чудеса св. Павла
4 октября 2005 года состоялось официаль­ное открытие строительной площадки. По это­му случаю собрались многочисленные предста­вители общественности, предстоятели дружес­ких христианских Церквей, все прихожане и много любопытных одесситов. Из Мюнхена приехал баварский земельный епископ, а из Киева - посол Германии. Одесская пресса лико­вала: «Наконец-то! Одесскую кирху восстанав­ливают! И это не шутка!»
На самом же деле в тот день начались лишь предварительные работы, что на языке проек­тировщиков означало «устранение аварийного состояния» - понятия, правда, весьма растя­жимого. Ссылаясь на него, можно было снести аварийную апсиду, провести демонтаж старых стальных конструкций внутри развалины и, прежде всего, обнажить ограждающие конструкции с внешней и внутренней стороны для усиления и стабилизации фундаментов буро-инъекционными сваями. Эти весьма дорого­стоящие мероприятия стали необходимы из-за структуры почвы и нанесенного зданию в те­чение предыдущих десятилетий ущерба. По­скольку главная башня тоже оказалась под­верженной опасности, в ней в целях стаби­лизации началась установка лестницы. Во избе­жание дальнейших разрушений в огражда­ющих конструкциях начались работы по устра­нению в них трещин толщиной зачастую в руку, а затем стены были «обвязаны» по верх-

нему поясу железобетонным кольцом. Внутри же здания можно было начать сооружение стальных конструкций для хоров и фермы стропильной конструкции кровли. Все это, в конечном счете, послужило сохранению остат­ков церкви.
Одновременно шли работы по проектирова­нию нового строения. И, как в случае с любым новым строением, нужно было учесть мно­жество факторов: инженерное оборудование здания, отопление и кондиционирование поме­щений, противопожарную защиту и поиск удобных для инвалидов вариантов, обустрой­ство помещений и соответствующие согласо­вания с различными городскими и государ­ственными органами, а также будущими поль­зователями.
Проектирование, согласование и реализация таких крупных проектов даже в самой Герма­нии не проходит без регулярных бюрократиче­ских сюрпризов. Для достижения цели повсюду в мире требуются умение вести переговоры и огромное терпение. Ситуация в Украине, конеч­но, намного сложнее и немцам зачастую просто трудно в ней разобраться. Помимо другого за­конодательства и отличий в соблюдении рас­поряжений и предписаний существует разница в менталитете, в подходе к организации плани­ровочных и производственных процессов, в самом ходе вынесения решений. Застройщику в данном случае повезло, что в лице Владимира Суханова нашелся признанный в Одессе генеральный подрядчик, а в лице Александра Чукриенко, уполномоченного НЕЛЦУ по стро­ительным работам, - также умелый поверен­ный на месте. Поскольку отдельные детали инженерно-технического оснащения и, кроме того, орган и колокола нужно было привезти в Украину из Германии, потребовались большие затраты времени на переговоры с одесской та­можней. Этим скрупулезно и с упорством зани­мался заведующий канцелярией НЕЛЦУ, Юрий Байдельшпахер.
В ходе строительных работ, естественно, возникали сложные вопросы, которые нужно было решать. Так, например, соединение ново­го строения со старым зданием кирхи постави­ло перед плановиками и специалистами по статике большие требования. Гораздо сложнее, чем ожидали, оказалась и реставрация церков­ного фасада. Мест, требовавших всего лишь шлифовки, было очень мало. Во многих местах нужно было заменить отдельные камни, ко­лонны и капители. Встречались также большие участки, которые необходимо было заложить совершенно новой кладкой - особенно там, где нужно было устранить глубокие трещины в стенах и в местах, где в 1976 году в результате вырывающихся из окон языков пламени были уничтожены оконные арки из кирпича. Вре­менами стройплощадка напоминала немецкий средневековый «цех каменотесов и строителей собора», в котором мастера-строители должны были зарекомендовать себя как каменотесы.
Особый подход требовался, конечно, при оформлении нового церковного помещения. После сноса апсиды и укорачивания на два ряда окон он стал напоминать прямоугольник (ши­риной 18,5 м и длиной 21,0 м). Плоское пере­крытие было установлено на высоте 13,5 м. Сплошная светлая окраска и проникающий через высокие витражи свет делают помещение светлым и уютным, так что оно уже ничем не похоже на прежний, темный от дубовых ска­мей, церковный неф. По своей структуре про­странство новой церкви св. Павла скорее напо­минает зал франконской маркграфской церкви.


Снос аварийной апсиды - тяжелейшая ручная работа.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #58


На месте снесенной апсиды построят новое здание под офисы.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #59

  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Одесская кирха 8 года 21 ч. назад #60


Реставрация старых капителей над главным порталом.
  • admin
  • admin аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1996
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: -127
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.290 секунд
Есть что рассказать? Пишите: admin@hotnews.od.ua

 

 

FreeCurrencyRates.com

 

Статистика форума

  • Всего пользователей: 5994
  • Последний: aqalohi
  • Всего сообщений: 17.3к
  • Всего тем: 5611
  • Всего разделов: 5
  • Всего категорий: 54
  • Открыто сегодня: 3
  • Открыто вчера: 17
  • Всего ответов сегодня: 0
  • Всего ответов вчера: 16